Автомобильные сабвуферы — основные параметры
Сегодня на страницах HertzAuto поговорим о ключевых параметрах автомобильного сабвуфера и постараемся разобраться, для чего они нужны. Эти параметры крайне важны при проектировании правильного акустического оформления для сабвуферного динамика. Можно ли обойтись без них? Конечно, но тогда вы рискуете столкнуться с такими проблемами, как «гудящий», тихий сабвуфер или отсутствие плотного и качественного баса.
Автомобильный сабвуфер — это отдельная акустическая система, предназначенная для качественного воспроизведения низких частот (обычно от 20 до 80 Гц). Без сабвуфера добиться глубокого, насыщенного баса в автомобиле практически невозможно. Обычная акустика не способна заменить сабвуфер, она лишь пытается имитировать бас, что приводит к снижению качества звучания. Установка сабвуфера помогает снять нагрузку с основной акустики на низких частотах, что значительно улучшает качество звука.
Параметры сабвуфера
Для правильного проектирования ящика для сабвуфера необходимо знать ключевые параметры, такие как резонансная частота (Fs), полная добротность (Qts) и эквивалентный объем (Vas). Без этих данных невозможно точно рассчитать подходящий корпус для динамика.
- Резонансная частота (Fs) — Резонансная частота — это частота, на которой динамик резонирует без установленного акустического оформления. Измерение проводится путем подвешивания динамика в воздухе на максимальном расстоянии от окружающих объектов, чтобы резонанс зависел только от характеристик самого динамика — массы подвижной системы и жесткости подвески. Считается, что чем ниже резонансная частота, тем лучше для сабвуфера, но это не всегда так. В некоторых конструкциях слишком низкая частота может быть неуместной. В качестве ориентира: низкая частота составляет 20–25 Гц, ниже 20 Гц встречается редко, а свыше 40 Гц считается высокой для сабвуфера.
- Полная добротность (Qts) —
Добротность в данном случае — это не показатель качества изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика на частоте резонанса. Подвижная система динамика напоминает автомобильную подвеску, где есть пружина и амортизатор. Пружина накапливает и возвращает энергию при колебаниях, а амортизатор поглощает эту энергию и превращает её в тепло. То же происходит с диффузором динамика. Высокая добротность указывает на преобладание упругих сил, что напоминает автомобиль без амортизаторов — динамик будет "прыгать" на своей резонансной частоте. Чем выше добротность, тем сильнее выражен пик на частоте резонанса.
Полная добротность динамика складывается из механической и электрической составляющих. Механическая добротность зависит от материала подвески, особенно от центрирующей шайбы. Она вносит незначительный вклад — около 10-15%. Основной вклад вносит электрическая добротность, которая определяется взаимодействием звуковой катушки и магнита. Чем мощнее магнит, тем ниже добротность динамика. Катушка, перемещаясь в магнитном поле, генерирует ток, создавая эффект "электрического тормоза", подобного тому, который используется в электричках при торможении.
В общем, низкой считается добротность менее 0,3–0,35, а высокой — свыше 0,5–0,6.
- Эквивалентный объем (Vas) —
Большинство современных громкоговорителей работают по принципу «акустического подвеса». Этот принцип основан на установке динамика в такой объем воздуха, который по упругости сопоставим с подвеской динамика. Таким образом, к уже существующей пружине подвески добавляется "воздушная пружина". Эквивалентный объем — это тот объем, при котором воздушная подушка по упругости соответствует подвесу динамика. Величина этого объема зависит от жесткости подвески и диаметра диффузора. Чем мягче подвес, тем больший объем воздуха будет оказывать сопротивление динамику. С увеличением диаметра диффузора, динамик сильнее сжимает воздух в корпусе, что увеличивает ответное сопротивление.
Этот фактор особенно важен при выборе размера динамика, исходя из доступного объема для установки. Большие диффузоры способны обеспечивать высокую отдачу сабвуфера, но для этого им требуется больше пространства. Также эквивалентный объем тесно связан с резонансной частотой: резонанс зависит от жесткости подвески и массы подвижной системы, в то время как эквивалентный объем — от диаметра диффузора и жесткости подвеса.
Ситуация, когда два динамика одного размера и с одинаковой резонансной частотой показывают разные результаты, возможна, если один из них имеет тяжелый диффузор и жесткую подвеску, а другой — легкий диффузор и мягкую подвеску. Их эквивалентный объем при этом будет сильно отличаться, что приведет к значительным различиям в звучании при установке в один и тот же корпус.
Правильный подбор этих параметров — залог качественного звучания и правильной работы сабвуфера в вашем автомобиле.
В студии автозвука HertzAuto в Уфе вы можете установить сабвуфер для вашего автомобиля. Профессиональные мастера подберут и настроят сабвуфер так, чтобы он обеспечивал глубокий и качественный бас, делая звучание музыки насыщенным и мощным. Мы предлагаем широкий выбор оборудования и гарантируем точную настройку для идеального звучания.