Типичные ошибки новичка в автозвуке: правильно подбираем аудиокомпоненты
Автомобильная музыкальная система может быть чем-то простым, вроде радиоприемника с парой динамиков, или стать настоящей страстью для владельцев, готовых вложить душу (и финансы) в «передвижной бумбокс». Некоторые стремятся улучшить штатное звучание, а кто-то решает установить все компоненты с нуля, надеясь получить идеальный звук. Однако эта, на первый взгляд, простая задача может превратиться в головную боль, если не учитывать основные принципы выбора аудиокомпонентов.
Что может пойти не так?
Сегодня практически каждый автомобиль оснащен базовой аудиосистемой с двумя или четырьмя динамиками, чего достаточно для прослушивания радио или использования Bluetooth. Но для качественного воспроизведения музыки этого недостаточно. Даже неискушенный слушатель заметит посредственное качество звука стандартной системы. И вот возникает желание улучшить звук, установив более мощные динамики и магнитолу с яркой подсветкой.
После установки, когда последний болтик затянут, система включена, и… звук разочаровывает. Вместо ожидаемого улучшения появляются хрипы, треск и прочие неприятные шумы. Это происходит из-за неправильного выбора компонентов или несбалансированного подхода к проектированию звуковой системы.
Влияние кузова на звук
Качество звука зависит не только от динамиков, но и от самого кузова автомобиля, который, как и динамик, способен резонировать. Проблема заключается в том, что резонирующие панели кузова могут подыгрывать в такт динамикам, что ухудшает звук и даже может повредить кузов в местах слабой сварки.
Чтобы избежать этого, важно подготовить кузов перед установкой аудиосистемы. В первую очередь следует провести шумо- и виброизоляцию дверей и багажника — зон, наиболее подверженных вибрациям. Это делается с помощью антивибрационных материалов, которые придают деталям жесткость и уменьшают проникновение шума.
После качественной шумоизоляции можно устанавливать акустические компоненты. Причем, после такой работы, возможно, штатные динамики будут звучать так хорошо, что вы даже передумаете их менять.
Зачем нужна «эстрадная» акустика?
Не стоит рассчитывать на квалифицированный совет в обычном магазине автозвука. Продавцы зачастую больше сосредоточены на маркетинге и следуют простому принципу: «Купите то, что популярно». Но при этом не уточняется, с какой целью приобретаются динамики, и какие ожидания есть у разных покупателей.
Часто покупают так называемые «эстрадные» динамики, устанавливая их с обычной магнитолой или, еще хуже, со штатной аудиосистемой. В итоге получается что-то посредственное: громкий, но плоский звук с отсутствием баса и некачественными «верхами».
Дело в том, что «эстрадные» динамики созданы для громкого воспроизведения средних и высоких частот. Для полноценного звука необходим сабвуфер и высокочастотные твиттеры. Однако такие динамики требуют усилителя и тонкой настройки частот, иначе не раскроют весь свой потенциал.
Альтернатива для обычного авто
Если ваша цель — просто слушать музыку в дороге, достаточно хорошей компонентной или коаксиальной акустики. Попросите включить несколько комплектов в магазине и выберите тот, который вам понравится.
Вывод: для стандартной аудиосистемы хороши компонентные или коаксиальные динамики. Первые — это комплект из среднечастотного динамика и пищалки, вторые — гибрид, объединяющий их в одном устройстве. С новой качественной магнитолой они заиграют еще лучше.
Bluetooth и подсветка — это не всё
Многие современные магнитолы поддерживают Bluetooth, карты памяти и флешки, имеют яркие экраны и подсветку, что раньше было признаком флагманских моделей. Однако, качественный звук начинается с процессорной магнитолы, которая предлагает гораздо больше настроек и возможностей.
Если ваша цель — не просто радио и MP3, а грамотный автозвук, стоит обратить внимание на процессорные магнитолы. Они позволяют настраивать задержки, разделять сигналы по каналам и управлять мощностью сигнала.
Вывод: не экономьте на головном устройстве. Даже без усилителей процессорная магнитола обеспечит более объемный и насыщенный звук.
Ошибки при выборе усилителя
Чем более качественный компонент, тем выше его цена. Это относится и к внешним усилителям. Многие, покупая моноблок для сабвуфера, рассчитывают на мощный бас, но игнорируют необходимость усиления фронтальных динамиков. В итоге сабвуфер подавляет остальную систему, и владельцы вынуждены приобретать дополнительные усилители.
Оптимальное решение — покупка четырехканального усилителя: два канала для фронтальных динамиков и два, в мостовом режиме, для сабвуфера. Это обеспечит равномерную мощность и хороший звук без лишних затрат и доработок.
Вывод №4. Усилитель — не место для экономии
Чтобы получить сбалансированную аудиосистему, необходимо запитывать все компоненты от внешнего усилителя. При этом можно отказаться от задних динамиков и подключить вместо них сабвуфер. Это обеспечит глубокий бас и насыщенный звук. Один четырехканальный усилитель средней мощности вполне справится с этой задачей.
Важность проводов
Многие новички ошибочно полагают, что готовые комплекты проводов — это лучшее решение для подключения усилителя. Они часто содержат красивые провода с яркой изоляцией, предохранители AGU и набор RCA-кабелей. Однако стоит подумать дважды, прежде чем тратить деньги на комплект — можно выбрать более качественные решения.
Силовой провод
Для питания усилителя важнее всего качество провода, а не его внешний вид. Лучше всего использовать качественные медные провода, например, «сварочные» провода серии КГ. Они обеспечивают стабильную передачу тока без нагрева и потерь мощности. В отличие от комплектов с дешевым алюминием, обмедненным под видом «музыкальной меди», КГ-провода гораздо надежнее.
Принцип прост: чем толще провод, тем больше мощности он может передавать. Однако нужно учитывать, что слишком толстый провод может быть неудобным при укладке в салоне, поэтому выбирайте с запасом, но без излишеств.
Предохранитель
Предохранители AGU, часто входящие в комплект, могут плавиться и вызывать проблемы с контактом. Лучше использовать предохранители ANL или mini-ANL, которые обеспечивают более надежное соединение благодаря болтовым креплениям, что снижает риск окисления и перегрева.
Межблочные провода (RCA)
Сэкономленные на проводах деньги лучше вложить в качественные межблочные провода (RCA). Дешевые RCA-кабели могут страдать от внешних наводок, создавая помехи. Выбирайте проверенные бренды, чтобы избежать этих проблем.
Лишние компоненты
Некоторые автовладельцы устанавливают конденсаторы для сглаживания перепадов напряжения при мощных всплесках. Однако для большинства аудиосистем достаточно мощности аккумулятора и генератора, особенно если система средней мощности. В более продвинутых установках обычно устанавливают дополнительные аккумуляторы и генераторы, а не конденсаторы.
Вывод №5: Используйте качественные провода, такие как КГ, и избегайте лишних компонентов. Главное — надежность и правильная установка.
Сабвуфер — это не только «бум-бум»
Выбирая фронтальные динамики, акцент ставится на чистоту звучания, а не на бас. Сабвуфер отвечает за низкие частоты. Часто ошибкой становится установка мощного сабвуфера в багажник седана, где низкие частоты теряются из-за препятствий, таких как задние сиденья и металлические элементы.
Лучшее решение — создать условия, при которых сабвуфер будет «играть» прямо в салон, например, вырезать отверстия в задней полке. Это позволяет басу легче проникать в салон.
Вывод №6: Сабвуфер должен работать для салона, а не багажника, чтобы обеспечить лучшее звучание.
Конечно, это лишь основные рекомендации. В процессе установки аудиосистемы могут возникнуть дополнительные сложности, такие как установка динамиков нестандартного размера или наводки в проводах.
В студии автозвука HertzAuto в Уфе вы можете установить автозвук без ошибок, доверив свою систему профессионалам. Мы гарантируем качественную настройку и установку всех компонентов. Также у нас можно приобрести необходимую периферию, включая усилители, кабели и динамики, для создания идеальной аудиосистемы в вашем автомобиле.